3 октября 1989 года Грайворонскому району был возвращён статус самостоятельного муниципального образования. Одним из активистов являлся Александр Бражник, который стоял у истоков инициативного движения. Его воспоминания об этих днях, о деятельности его соратников мы публикуем сегодня.
Всё началось с моей встречи с Дмитрием Яковлевичем Батуевым и Николаем Порфирьевичем Теплинским. Ими я был приглашён в инициативную группу по вопросу возвращения статуса Грайворонского района. Дмитрий Яковлевич, приглашённый мною на завод для встречи с рабочим коллективом, предложил мне собрать подписи рабочих и дать телеграмму в Президиум Верховного Совета РСФСР с просьбой вернуть статус Грайворонскому району.
Этот приезд на завод Батуева не остался без внимания Борисовского райкома партии – через час меня вызвали на улицу Свердлова, где находился парткабинет Борисовского райкома партии. Задали вопрос – что же делал Дмитрий Яковлевич Батуев на заводе. Я ответил, что он встречался и беседовал с рабочими.
В 1963 году по инициативе Никиты Хрущёва Грайворонский район был превращён в промышленный. Однако, не просуществовав и двух лет, был ликвидирован. Так будучи одним из передовых районов в Белгородской области, занимавший вместе с Шебекинским районом первые и вторые места по сельскохозяйственным сводкам, издавна с центром в бывшем уездном городе Грайвороне, он был присоединён к Борисовскому району с центром в посёлке Борисовка. После присоединения к Борисовскому району неоднократно принимались попытки возродить Грайворонский район, гонцы даже ездили в Москву, но всё было безуспешно.
По предложению Дмитрия Яковлевича Батуева был организован сбор подписей трёх смен работников ГЗТЭ с обращением в Верховный Совет РСФСР. Была составлена телеграмма, где отмечалось, что Грайворон забыт, никакого жилищного строительства не ведётся, все промышленные предприятия строятся в Борисовке, и выражалась просьба восстановить район с центром в городе Грайвороне. Под телеграммой подписалось более 200 рабочих, из них 40 человек членов партии. Телеграмма была подписана секретарём партийной организации.
Так как в городе Грайвороне в парткабинете дежурили работники Борисовского райкома партии, то телеграмма вряд ли была бы отправлена с почтового отделения в городе Грайвороне. Было принято решение отправить телеграмму в Верховный Совет РСФСР с Украины, из Великой Писаревки. По нашей просьбе директором автохозяйства Павлом Кузьмичём Бедненко был выделен автобус, и работницы завода Валентина Рощина и Зоя Сердюк поехали на Украину и оттуда отправили телеграмму в Москву. Через некоторое время инструктор райкома Татьяна Чернуха направила парторга кирпичного завода проверить документацию (взносы, протоколы) в парторганизацию ГЗТЭ.
После проверки я был приглашён в Борисовский райком партии. Три члена райкома в кабинете минут двадцать читали мне мораль. Чернуха спросила почему я в инициативной группе. Говорю, что если бы за 20 лет хотя бы один дом был построен для жителей Грайворона, то, может, никто бы и не возмущался и никакой инициативной группы не было бы. Даже завод мостовых металлоконструкций планировалось построить в районе Новостроевки, а был построен на болоте в Борисовке.
Первый секретарь Борисовского райкома партии Виктор Емельянович Волошин дважды звонил мне на завод и спрашивал у меня: «Как дела?». В конце разговора он произносил: «Ты ж проводил правильную политику».
Через два месяца после отправки телеграммы в Президиум Верховного Совета РСФСР Волошин на совещании райкома партии сообщил: «Молодцы коллектив завода, они дали телеграмму, и председатель президиума Верховного Совета Виталий Воротников подписал Указ об образовании Грайворонского района». Указ гласил: «Образовать в Белгородской области Грайворонский район с административным центром в городе Грайворон за счёт части территории Борисовского района согласно представленной карте».