Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
Баннер соцсети
09:19, 05 сентября 2019

Особенные дети. Социальный педагог рассказала о специфике их развития и воспитания

Особенные дети. Социальный педагог рассказала о специфике их развития и воспитанияФото: Елена Фоменко
  • Статья

Корреспондент сетевого издания «Родной край 31» побеседовала со специалистом школы имени В. Г. Шухова Галиной Назаренко.

Рождение ребёнка – всегда счастье. Это праздник для всех родных и близких новоявленного гражданина. Они идут к счастливым родителям с подарками, любуются крепышом… А если нет? Если не крепыш? Если, едва родившись, ребёнок уже несёт на себе печать недуга? И тогда на плечи родителей ложится неимоверно сложная задача – дать ребёнку возможность вырасти полноценным членом сообщества. Возможно ли это? Ещё совсем недавно казалось, что нет.

Не всё потеряно

Но время идёт, прогрессивные методы медикаментозного лечения, трудо- и физиотерапии позволяют достигнуть новых вершин в воспитании и образовании особенных детей. И всё‑таки самыми главными в этом процессе остаются любовь и преданность родителей, их непоколебимая вера в возможности своего ребёнка. И примеров тому, что такой успех возможен, немало.

Пожалуй, самый яркий из них – это сын актрисы Ии Савиной Сергей Шестаков, родившийся с синдромом Дауна. Ия упорно занималась с малышом и достигла многого. Он получил высшее образование, играет на пианино, пишет картины. Сегодня ему уже 60 лет, а он всерьёз изучает английский язык. Надо сказать, что мама никогда не скрывала его от общества, наоборот, гордилась им, его способностями и трудолюбием. Как и Эвелина Блёданс, трёхлетний сын которой с аналогичным заболеванием научился читать. Как певица с мировым именем Анна Нетребко, чей сын болен аутизмом, не опускает руки и свято верит в то, что новые методики работы с особенными детьми обязательно принесут плоды и помогут развить интеллектуальные способности мальчика.

Что мы можем им дать?

Скажете, единичные случаи, да ещё и в среде людей, обладающих куда большими возможностями, чем рядовой россиянин? Наверное, в чём‑то будете правы. В нашей стране требуется сделать многое для создания условий полноценного развития и существования в обществе особенных людей. Но при этом мы не всегда используем те возможности, которые можем предоставить им уже сейчас. Многое зависит и от нас с вами, от того, как мы ведём себя по отношению к ним, умеем ли сделать их пребывание в обществе комфортным.

Для детей это особенно важно. Ведь детская психика такая хрупкая и требует бережного отношения. Больше добра, больше милосердия, ведь каждый из нас может оказаться в ситуации, благополучный исход которой зависит от активной помощи и поддержки окружающих нас людей. Важно вовремя их предложить. Это как раз и делает коллектив педагогов школы имени В. Г. Шухова для особенных детей Грайворонского городского округа.

Обо всех этих проблемах и о том, что делается для развития и образования особенных детей в Грайворонском городском округе, мы беседуем с Галиной Назаренко, социальным педагогом школы.

— В Конституции РФ и законе об образовании говорится, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает для них создание специальной коррекционно-развивающей среды. Цель процесса — обеспечение адекватных условий и равных с обычными детьми возможностей для получения ими образования в пределах специальных образовательных стандартов. В зависимости от психологических и физических особенностей ребёнка обучение ведётся как в школе, так и на дому. Немалую помощь в процессе обучения оказывают детям работающие в школе педагог-психолог и логопед.

Очень важно обеспечить интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в школьную детскую среду. Для этого мы ведём информационно-просветительскую и разъяснительную работу с учащимися, их родителями, педагогическими работниками. И с радостью должна отметить, что само присутствие детей с ОВЗ, их обучение в обычной школе благотворно сказывается на обеих категориях детей. Дети с ОВЗ учатся общению, стремятся к нему. А обычные наши школьники стали проявлять понимание и сочувствие по отношению к тем, кто нуждается в их помощи.

— Наверное, для того, чтобы принять в свою среду необычных учеников, школе пришлось подготовить соответствующую базу?

— Безусловно. Школьное здание оборудовали пандусами, специальными туалетными комнатами. Для того, чтобы дети с особенностями развития могли заниматься спортом в школьном спортзале, директором школы был заключён соответствующий договор с Белгородской региональной общественной организацией «Федерация спорта глухих, спорта слепых, спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата и спорта лиц с интеллектуальными нарушениями».

Много добрых слов можно сказать в адрес тех организаций и учреждений, которые тесно сотрудничают с нами. Прежде всего, это управление социального обеспечения населения округа, ЦРБ, управления культуры, Дома ремёсел и Центра детского творчества и, конечно же, спорткомитет и тренеры Грайворонской спортшколы. Это взаимодействие позволяет нам разрабатывать детальный план мероприятий и индивидуальных занятий для каждого ребёнка.

Круг событий культурного, спортивного, художественного и прикладного направлений, в которых участвуют наши дети, широк и разнообразен. Это и участие в районном фестивале художественного творчества «Шаг к успеху», «Я – автор», участие в спортивных состязаниях окружного и регионального уровня как в ходе Недели добра, так и в других соревнованиях. У нас 100% детей охвачены кружковой работой. Занимаются они с огромным удовольствием, и не в одном кружке, а в нескольких. Мы гордимся успехами всех наших ребят, а особенно тех, кто стал лидерами региональных соревнований и конкурсов.

Наша юная художница Аня Фоменко из года в год одерживает победы на региональных и окружных конкурсах. Очередным достижением девочки стало второе место, занятое ей на Третьем фестивале детского художественного творчества «Шаг к успеху». А о победах Кирилла Морозова в спорте и художественной резьбе по дереву можно говорить бесконечно: более 20 медалей и других наград в его творческой копилке.

— К вам, как психологу с 20-летним стажем, наверное, за помощью идут не только дети, но и их родители?

— Мы делаем всё для того, чтобы родители детей с ОВЗ не оставались один на один со своими проблемами. Проводим консультации по методам воспитания и образования, консультируют их сотрудники отдела опеки и попечительства. Особо хотелось бы остановиться на работе спортивного сообщества округа. В округе курирует её и организует участие особенных детей в соревнованиях Сергей Толмачёв. И у него свой, особый метод работы с детьми.

Сергей Анатольевич считает, что надо всемерно поддерживать в них стремление к самостоятельности. «Надо научить ребёнка действовать самому, а не подменять его. Не послабление и снисхождение, а достойная посильная нагрузка, развитие всех его возможностей – вот что необходимо давать ему в ходе тренировок». И, оценивая последние достижения грайворонских спортсменов с ОВЗ, понимаешь, насколько прав опытный педагог. Прошедшие во время зимних каникул Фестиваль ГТО и Декада спорта и здоровья для спортсменов с ограниченными возможностями здоровья вызвали глубокий интерес у участников, родителей и организаторов события: отдела физической культуры и спорта и Центра социального обслуживания населения. Планируется сделать эти события традиционными.

Прошлый учебный год завершился новыми серьезными успехами воспитанников школы им. В. Г. Шухова и курируемых Сергеем Толмачёвым спортсменов. А впереди – новые успехи, преодоления и, в первую очередь, самих себя.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×