Читаю старое пожелтевшее извещение:
«Гражданке Гнездиловой Екатерине Антоновне, проживающей по адресу: Курская область, Грайворонский район, с. Казачья Лисица. Ваш сын, гвардии сержант Гнездилов Иван Емельянович, в бою за социалистическую родину, верный присяге, проявив геройство и мужество, погиб 20 апреля 1945 года. Похоронен с отданием воинских почестей у Фольверка Вильхельминоз, кирпичный завод Шттетинского воеводства. Грайворонский райвоенком, майор Сухомлинов».
Как же так, ведь мой прадед Иван Емельянович умер в 1967 году, а здесь «похоронка»?! Стала наводить справки. Да, это извещение на него, и их было два. И каково пришлось родителям, получив такое трагическое известие?
В бабушкиной шкатулке хранится не только этот документ. Вот справка о ранении от 9 февраля 1945 года, ещё одна справка о втором ранении 20 апреля 1945 года…
Воевать мой прадед ушёл добровольцем в 17 лет в ноябре 1943 года, а причина – смерть старшего брата, погибшего в Севастополе в 1942 году. Иван Емельянович служил в гвардейском 118-ом стрелковом полку. 20 апреля в боях на северо-западе Польши был тяжело ранен. Места эти болотистые, устье реки Одры. В полку его посчитали погибшим и отправили на него «похоронку», а затем ещё одну. Через три дня после боёв на него случайно наткнулись бойцы санитарного взвода совсем другой части, отправили его в эвакогоспиталь, где он лечился до 1 сентября 1945 года. После этого вернулся домой.
Мы с библиотекарем Надеждой Гнездиловой занялись поисковой работой. Пересмотрели все старые документы, хранящиеся ещё с военной поры, искали на многих сайтах Интернета. И вот удача! На сайте «Подвиг народа» мы нашли такую запись:
«Гнездилов Иван Емельянович, 1926 г, сержант 1.01.1945 года в бою за деревню Витки-Лемпице Пултусского уезда, Варшавского воеводства, отважно действуя в бою, огнём из своего пулемёта уничтожил пулемётную точку противника и 7 немецких солдат, чем дал возможность нашим подразделениям продвигаться вперёд и занять населённый пункт Витки-Лемпице».
Внизу приписка:
«Товарищ Гнездилов достоин правительственной награды, ордена Славы 3 степени. Командир 303 стрелкового Краснознамённого полка подполковник Кандушин. 18 января 1945 года».
К сожалению, за этот подвиг, орден мой прадед так и не получил, а только медаль «За отвагу». Видимо, потому что получил ранение и попал в госпиталь.
Он многое успел в жизни: завёл семью, посадил много гектаров леса, работая лесником, остался в памяти земляков как хороший гармонист, весёлый, заводной, часто играл на свадьбах в своём и соседних сёлах. Улыбчивый, доброжелательный человек, но очень часто он задумывался и грустил. Война жила в нём. Он вспоминал фронтовых друзей, мгновенья рукопашных схваток, снег и слякоть прифронтовых госпиталей, лязг металла, сырые окопы и блиндажи, братские могилы.
Не пришлось ему пожить. Моему дедушке, а его сыну Виктору было всего 8 лет, когда не стало отца. Прадед часто говорил, что хотел бы увидеть, какими будут его внуки, но не судьба. Война, в конце концов, доконала – догнала его в мирное время. И он ушёл, унося с собой правду о ней, свою правду. Но оставил добрую, светлую память о себе. И ещё – гармонь, привезённую с войны, с которой никогда не расставался.