Скромный и общительный, Иван Агарков более 45 лет наматывает километры по Грайворонскому городскому округу за рулем автомобиля «скорой помощи». Мчится, опережая смертельную для пациента угрозу. И в этом состоит его ежедневная задача и прямая обязанность. Своей работой Иван Фёдорович помогает жителям и на собственном опыте доказывает, что готов за считанные минуты приехать на вызов к заболевшему земляку.
Водитель — это ведь ответственность, нужно быть внимательным и максимально вежливым. За годы работы на «скорой помощи» я понял, что к здоровью нужно относиться серьезней. Хотелось бы, чтобы люди меньше болели. И нам меньше работы, и им лучше. Водитель «скорой помощи» — не просто водитель, но и помощник, в каком-то смысле медбрат», — говорит он.
Иван Федорович, как вы оказались за баранкой автомобиля «скорой»?
Сразу после армии я пошёл работать водителем автобуса, но быстро понял, что это не моё, и ушел в «скорую». Взяли меня охотно: у меня были водительские права нужной водительской категории и хороший опыт. Ведь простого любителя сюда, конечно, не примут. Прошел медкомиссию, показал свои знания ПДД. Никаких специальных курсов экстремального вождения у нас нет, зато жизненный опыт получаем прямо за рулём. На моих глазах менялся город, жители и дороги, а также негласные для «скорой» водительские законы. Скажу прямо, меня затянуло. Сейчас без этого своей жизни уже не представляю. Люблю свою работу и полностью отдаю себя ей. Сейчас, передвигаясь даже на личном транспорте, чувствую больше ответственности за жизни людей. Моя манера вождения изменилась, это я сам замечаю за собой.
Какой километраж нужно преодолеть, чтобы стать хорошим водителем «скорой»?
Для этого нужно постоянно практиковать навыки. Нельзя просто проехать тысячу километров, чтобы научиться всему. Чем чаще вы будете за рулём, тем опытнее станете. Всегда помните о том, что проезжая часть — это не ваша собственность, ею также пользуются и другие люди. Поэтому соблюдайте правила, будьте вежливы. И вы поймете, что это «заразно».
Как долго «скорая» едет к пациенту?
В городском округе мы можем приехать на вызов за 5 или 20 минут, в зависимости от удалённости от больницы. За годы работы я изучил все улицы сёл и города. Дольше всего нас будут ждать в отдалённых селах. У нас есть и нормативы, за какое время мы должны приехать на экстренный вызов. Мы тоже понимаем, что пациенты ждут врачей с нетерпением.
Дозволено ли «скорой помощи» нарушать ПДД?
Правила дорожного движения одинаковы для всех, будь ты водитель, пешеход или велосипедист. Даже на машине «скорой помощи» нарушать их нежелательно. Но когда жизнь пациента висит на волоске и нужно незамедлительно приехать на вызов, водитель «неотложки» должен включить проблесковый маячок синего цвета и звуковой сигнал. В этом случае разрешено не соблюдать правила дорожного движения. Но даже в такой ситуации с «сиреной» нужно быть очень внимательным: вдруг кто-то из участников дорожного движения не успел отреагировать на твои действия.
Штрафы за нарушения, превышение скорости вам не приходят?
Все государственные номера автомобилей спецтранспорта занесены в специальную базу ГИБДД, поэтому мы их, конечно, не получаем. Но, безусловно, злоупотреблять этим мы не можем.
Были ли случаи, когда не получалось доехать к пациенту?
Было, что у меня не получалось подъехать к дому несколько метров, фельдшеру приходилось идти к больному. Иногда машины буксуют в снегу, застревают, водители откапывают колёса лопатой, но, несмотря на все сложности, довозят медиков к месту назначения. Во всех случаях медицинская помощь была оказана.
Какой был самый необычный вызов?
Года два-три назад на трассе иномарка врезалась в другой автотранспорт. Мужчину придавило в салоне. К счастью, его даже не задело. Иногда бывают и ложные вызовы. Мы приезжаем — больного дома нет. На такие вызовы мы тратим время и можем не успеть прибыть к тому, кому действительно неотложно понадобилась помощь.
Вы постоянно сталкиваетесь с чрезвычайными происшествиями, болезнями, иногда смертью. Бывает страшно?
В первые годы работы, конечно, все было в диковинку, выезды на тяжелые случаи напрягали, иногда становилось не по себе. Сейчас я воспринимаю всё с большим хладнокровием, присущим многим медработникам. Но, как и в первый день, мне всё также жаль людей, попавших в беду, я им всегда сочувствую.
Приходится ли помогать медикам?
На вызовах, конечно, иногда приходится помогать врачам выносить людей к машине. Существует постановление, по которому женщине-фельдшеру нельзя поднимать больше десяти килограммов. Сами понимаете, что взрослые больные весят намного больше. Не возить же с собой десяток врачей, чтобы они могли перенести человека? Вот и приходится действовать согласно ситуации — просить помощи у прохожих, подключать родственников.
Есть ли распределение вызовов: экстренный, менее срочный и так далее?
Конечно, есть определённое распределение вызовов: те, на которые нужно выезжать очень оперативно, и такие, где жизнь человека не находится под угрозой. Здесь очень много зависит от работы диспетчера, он должен быть в каком-то смысле психологом. Его задача — прочувствовать вызов, понять: вызывающий просто в панике или действительно адекватно описывает ситуацию.
Менять работу не думаете, ведь это большой стресс?
За эти годы я действительно многое повидал. Но мне нравится помогать людям, и я очень люблю свою работу. А вечером, когда я приезжаю к семье, то все плохое стараюсь не вспоминать: когда видишь своего ребёнка, уже не до этого! Когда на вызове случается неблагоприятный исход, всегда очень тяжело это принять. За столько лет я не научился абстрагироваться. Слёзы пациентов и их родных, утраты, тяжёлые травмы — все пропускаю через себя и несу эти эмоции домой. Мои домашние научились выслушивать меня. Выговоришься — и становится легче.
Мне всегда очень приятно быть нужным и полезным людям. Родные, бывает, ворчат, потому что дома редко нахожусь. Но понимают, что цель благородная, да и привыкли уже. Своим коллегам и медикам я желаю крепкого здоровья, благополучия, спокойствия в семьях, профессионального роста, и чтобы все пациенты, которые попадают к нам на «скорую», выздоравливали и быстрее становились на ноги.
От членов Общественной палаты медикам и водителям «скорой»: Ивану Агаркову, Ивану Моисеенко, Станиславу Солодовнику, Андрею Горбунову — мы желаем спокойных вызовов, поменьше проблемных больных, терпения и, самое главное, — здоровья.
Подписывайтесь на «Родной край 31» в »Одноклассниках» и ВКонтакте. Главные новости Грайворона и округа — в наших каналах в Telegram и Viber.